Отступление об оппозиции.
Бессмысленная активность и ожидаемые результаты
О реальном и фиктивном в беларусской политике самое время говорить накануне выборов.
Если бы в Беларуси в 1996 году не отменили (фактически) выборы, то в стране были бы парламент и демократия. Если бы лидеры оппозиции не занимались только междоусобной возней, они бы имели широкую общественную поддержку. Если бы единственная, предложенная весной 2011 года стратегия консолидации всех независимых сил ("Стратегия-2012") не была отвергнута, то ситуация осени 2012 года могла бы быть выиграна демократами.
Но в реальности все было по-другому, поэтому мы именно там, где нам и положено быть: ни демократии, ни выборов, ни парламента, ни объединенной оппозиции, ни осмысленного способа поведения.
А это значит, что с момента объявления даты выборов вся страна впала в состояние, когда слова обозначают совсем не то, что происходит, а то, что происходит, называется совсем не теми словами. Кстати, такое состояние именуется шизофренией. Нас ждут бурная, но бессмысленная активность, пафосные заявления и ожидаемые результаты...
Сначала, чтобы понять, куда "выбираем", посмотрим, чем, собственно, занимался наш парламент предыдущего созыва. Последний раз депутатов Палаты представителей избирали в 2008 году, значит, четыре года они предположительно что-то делали. На данный момент парламент рассмотрел более 650 законопроектов, принял 268 новых законов и внес 134 поправки в уже существующие нормативные правовые акты.
Вроде бы интенсивно поработали, но шутка в том, что из всей этой титанической работы своим правом законодательной инициативы народные избранники воспользовались всего лишь 3 (!) раза.
Все остальные законопроекты были инициированы и разработаны Советом министров или президентом. Работа депутатов, по большому счету, сводилась лишь к нажатию кнопочек для голосования. Таким образом, 110 членов Палаты представителей при условии добросовестного посещения совместно осуществили не менее 71.500 нажатий! Титанический труд!
Из собственных разработок были: изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы по вопросам ответственности за воинские преступления, изменения и дополнения в Закон "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также (внимание!) проект закона Республики Беларусь "Об обращении с животными". Депутаты Лариса Вершалович и Сергей Коноплич, разработав один законопроект за четыре года, отстояли честное имя Палаты представителей и должны быть назначены на второй срок!
Наше Национальное собрание, по большому счету, является не более чем передаточным звеном в законотворческом процессе с дополнительными социальными функциями. Последнее тоже очень мило. 68,2% депутатского корпуса Палаты представителей - это люди старше 51 года, и в каком-то смысле парламент выполняет функцию предпенсионного санатория для чиновников исполнительной вертикали, руководства бюджетных учреждений и государственных предприятий.
Накиньте четыре года (или восемь за два срока) депутатства - и все: пора на покой, тем более что карьерной перспективы бывшим депутатам, как правило, не светит.
Если Верховные Советы XII и XIII созывов давали стартовую возможность перехода на должность министра или даже президента (бывало и такое), то при нынешней "демократии" в единичных случаях можно дослужиться лишь до должности заместителя министра.
С процедурой назначения, которая почему-то называется выборами, тоже все понятно. Они, как известно, у нас не менее чем праздник, но и не более того.
Часть избирателей, как всегда, придет и проголосует, их голоса избирательные комиссии, как всегда, не подсчитают, наблюдатели это зафиксируют, миссия ОБСЕ напишет заключение о несоответствии стандартам, глава Центризбиркома Лидия Ермошина на них обидится и объявит результаты.
Этот спектакль все уже видели, премьера прошла давно, актеры притерлись, шероховатости сгладили, неожиданностей не будет.
Не создаст интригу и демократическая оппозиция, одна часть которой как бы бойкотирует выборы (гражданская кампания "Европейская Беларусь", оргкомитеты по созданию партий "Беларусская христианская демократия", "Беларусское движение"), другая как бы в них участвует (Партия БНФ, Объединенная гражданская партия, Беларусская партия левых "Справедливый мир").
Для всех демократических сил, включая граждан, их поддерживающих, избирательная кампания уже проиграна. Наиболее разумный сценарий состоял в консолидации демократов и предъявлении единой позиции.
На мой скромный взгляд, содержание позиции (бойкот или участие) было далеко не столь важно, как предъявление этого самого единства. В таком случае время избирательной кампании можно было бы использовать для завоевания хотя бы своей части электората, придания оппозиции и ее лидерам более позитивного имиджа, популяризации программы реформ, стратегии действий и т. д. По осени, при достижении 20-25-процентного стабильного рейтинга, у оппозиции появлялись бы шансы на победу в ходе президентской кампании 2014 года.
Но кто же в нашей многострадальной стране будет разумом руководствоваться?!
Актуальные сценарии политической оппозиции без эмоций воспринимать вообще сложно. Вот, например, лидер ОГП Анатолий Лебедько предлагает выдвинуть в кандидаты 550 человек, чтобы они рассказали избирателям, что выборы у нас - это не выборы, а в стране - бардак, чем подвергли бы власть полной дискредитации.
Ну, положим, даже не важно, что они там говорить будут, где 550 человек взять? В 2008 году в единый список кандидатов от Объединенных демократических сил едва наскребли около 100 человек, а что они потом делали, и вспоминать не хочется.
Сторонники бойкота не менее креативны и предлагают уже сейчас объявить выборы нелегитимными (один из лидеров БХД Виталий Рымашевский). Оно и правильно: и бойкотировать тогда как бы нечего, и можно сразу отпраздновать.
Пространство для маневра на электоральном поле сейчас сохраняется только у властей: можно закрутить гайки, а можно полиберальничать. Оптимально было бы провести избирательную кампанию как можно более открыто и демократично, отпустить политических заключенных, восстановить отношения с Европейским Союзом. По сути, это никак не будет угрожать пресловутой беларусской стабильности. Однако о разумности сказано выше.
Печально, но в ходе избирательной кампании уже ничего политически значимого произойти не может. Возможные продуктивные ходы остаются только за теми силами, которые не принимают участия в предвыборном спектакле и максимально дистанцируются от него. Молчание сохраняют Движение "За свободу", кампания "Говори правду", Национальная платформа гражданского общества.
Сегодня общество предъявляет спрос на новых лидеров и программу перемен. Но кто удовлетворит этот спрос?..
Іншыя публікацыі
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.3
Еще несколько добавлений про сети и сетевое общество.
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.2
Сетевое общество и сетевая коммуникация уже давно в центре внимания культурологов и политологов. Сейчас эта тема обсуждается в связке с интернетом и таким интернет-явлением, как социальные сети.
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.1
Доступно ли гражданское общество непосредственному наблюдению? Как его можно увидеть, зафиксировать, измерить?
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.2
Мужество иметь собственное мнение, о котором я говорил в предыдущем фрагменте, ничего не стоит без истинности этого мнения.
Каментарыі і дыскусіі
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Размова шаснаццатая — пра тое, як адказваюць тэалогія, навука і філасофія на кантаўскія пытанні: «Што я магу ведаць?», «Што мушу рабіць?» і «На што магу спадзявацца?»