Отступление об оппозиции.
Результаты европейской политики исправимы — при наличии ума и доброй воли
Саммит Восточного партнерства — провальный. Европейские участники Саммита пытаются делать вид, что он рядовой и рутинный, но он именно провальный.
Если бы Украина подписала Соглашение об ассоциации, то это был бы очень хороший результат. Позиция Армении на этом фоне выглядела бы просто досадным недоразумением. Ну а с Беларусью и так все понятно. Если бы Саммит удался, Штефан Фюле был бы героем, его карьера получила бы очень мощный импульс. А теперь он — неудачник. Жаль, он — отличный еврокомиссар, хороший политик! И не он виновен в провале Саммита, один еврокомиссар в Евразии — не воин. Успех и неуспех зависит от всех европейских политиков и чиновников.
Один из участников Саммита с горечью заметил, что теперь Россию не приходится считать стратегическим партнером. На что на аналитической панели отреагировали: «А почему политики не видели этого раньше? Они что, не слышали речей Путина на протяжении многих лет? Или они думали, что его слова не надо принимать всерьез, что эти слова предназначены только для предвыборной пропаганды в самой России?»
Теперь легкомысленность политики ЕС вроде бы очевидна! Эта общая легкомысленность сводит на нет даже очень хорошие инициативы, которые выдвигал Штефан Фюле и другие: то же Восточное партнерство и Европейский диалог по модернизации с беларусским обществом.
Самое плохое — то, что сегодняшние политики не сделают никаких выводов до следующих выборов в Европарламент и окончания каденции Еврокомиссии. Этот состав уже не будет делать выводов и проводить рефлексию и анализ. Это сделает новый состав. Неизвестно, кто придет на место Штефана Фюле, но у него будет гораздо меньше полномочий, возможно, что Восточное партнерство и вся программа добрососедства Евросоюза будут выведены из сферы его компетенции и отданы ведомству Кэтрин Эштон, точнее, ее преемнику — например, Сикорскому. К чему это приведет?
Может быть, к тому, что все начинания сегодняшней Еврокомиссии будут подвергнуты критике, отвергнуты, и все будет строиться по-новому. Хотя лучше бы было исправить ошибки и продолжить начатое.
А пока даже Штефан Фюле не очень склонен признавать ошибки. Характерным моментом стала перепалка Штефана Фюле и Влада Величко*.
Фюле посетовал, что гражданское общество недостаточно активно и самостоятельно, что гражданскому обществу надо меньше «плясать под дудку» Брюсселя. На что Величко возмутился и резко вопросил: «Когда это гражданское общество плясало под брюссельскую дуду? Что такого гражданское общество сделало по указке из Еврокомиссии?»
Но беда в том, что они оба правы. Гражданское общество в Восточном партнерстве действительно было вполне самостоятельным и даже диктовало Брюсселю действия во многих областях. Но этого нельзя сказать про европейское гражданское общество в целом. Даже и про гражданское общество Восточного партнерства в целом этого сказать нельзя. Это относится и к Форуму гражданского общества Восточного партнерства, и к его национальным платформам, тогда как сам Штефан Фюле отдавал предпочтение послушным, лояльным и политкорректным НГО и think-tanks. Как это очень часто случается с высокопоставленными чиновниками и политиками, Штефан Фюле предпочитал слушать только тех, кто повторяет его слова и идеи, и не замечать тех, кто говорит нечто иное, за что и поплатился.
Судьба Восточного партнерства в результате Саммита не стала яснее. И не станет уже до следующих выборов. Выборы — обязательный элемент демократии и политики, но электоральная логика и зависимая от электоральных циклов политика имеют множество недостатков, и даже пороков. Впрочем, исправимых, при наличии ума и доброй воли.
* Влад Величко — председатель Координационного комитета Беларусской Национальной платформы ФГО ВП, председатель Международного консорциума «ЕвроБеларусь» (Прим. ред.).
Текст впервые был опубликован в блоге Владимира Мацкевича в «Живом Журнале».
Іншыя публікацыі
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.3
Еще несколько добавлений про сети и сетевое общество.
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.2
Сетевое общество и сетевая коммуникация уже давно в центре внимания культурологов и политологов. Сейчас эта тема обсуждается в связке с интернетом и таким интернет-явлением, как социальные сети.
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 10.1
Доступно ли гражданское общество непосредственному наблюдению? Как его можно увидеть, зафиксировать, измерить?
-
Владимир Мацкевич: Гражданское общество. Часть 9.2
Мужество иметь собственное мнение, о котором я говорил в предыдущем фрагменте, ничего не стоит без истинности этого мнения.
Каментарыі і дыскусіі
Уводзіны ў філасофію Уладзіміра Мацкевіча. Серыя размоў (Аўдыё)
Размова шаснаццатая — пра тое, як адказваюць тэалогія, навука і філасофія на кантаўскія пытанні: «Што я магу ведаць?», «Што мушу рабіць?» і «На што магу спадзявацца?»